«ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ ГОВОРИТЬ»

(РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ)

 

СВЯЗЬ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК И РЕЧИ

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время была связана с жестикуляторной речью.

Движения пальцев рук постепенно совершенствовались – из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека (см. рисунок). Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Научные данные свидетельствуют о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Естественно, что этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется задержка развития моторной речи детей.

 

«ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ ГОВОРИТЬ»

(РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ)

Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми в возрасте шести-семи месяцев. В этот период полезно делать массаж – поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно.

С десятимесячного возраста следует давать ребенку перебирать сначала более крупные яркие предметы, затем - более мелкие. Для этой цели хороши деревянные раскрашенные бусы, нанизанные на резинку. Дети охотно перебирают и обычные бусы, но тут есть опасность, что ребенок может проглотить бусину и подавиться.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками: «Сорока-белобока», «Пальчики в лесу», «Пальчики» и другие.

Прекрасным средством для развития движений пальцев является игра в «Театр пальчиков» – в нее с увлечением играют дети около полутора лет и старше. Имеющиеся в продаже наборы «Театра пальчиков» – это головки животных и людей, которые одевают на пальцы и с которыми разыгрывают различные сценки. Игра с детьми второго-третьего года жизни должна вестись при участии взрослого – в этом возрасте малыши лишь повторяют движения пальцев, показываемые взрослым. Кроме того, они еще не в состоянии развивать сюжет такого «спектакля».

 

Около четырех лет ребята начинают импровизировать некоторые простые сценки сами.

Нужно подчеркнуть, что такие игры не должны быть очень продолжительны. Пять минут в день вполне достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.

Для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста можно использовать любые традиционные формы работы:

 

- гимнастику и специальные игры для пальчиков;

- лепку;

- рисование;

- вырезание из бумаги и аппликацию;

- нанизывание бус;

- вышивание по проколам, предварительно сделанным по контурам рисунка, нанесенного на картон;

- конструирование;

- собирание мозаик и многое другое.

Естественно, что при этом мы учитываем состояние ребенка и никогда не даем ему иглу или ножницы, если он расторможен, возбужден или агрессивен; не работаем с пластилином и красками, если ребенок все тянет в рот и т.д.

 

Если даже речь у вашего ребенка развивается хорошо, все же позаботьтесь о развитии у него тонких движений пальцев рук; если же развитие речи малыша отстает, то обратите особое внимание на тренировку его пальцев – это потребует в день всего несколько минут вашего времени, которые окупятся сполна.

 

 

 

«Пальчики в лесу»

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять.

(Держат перед собой левую руку ладонью к себе)

Этот пальчик гриб нашел,

(Загибают 5-ый палец левой руки)

Этот пальчик чистить стал,

(Загибают 4-ый палец)

Этот резал,

(Загибают 3-ий палец)

Этот ел,

(Загибают 2-ой палец)

Ну, а этот лишь глядел!

(Загибают 1-ый палец и щекотят ладошку)

 

 

«Пальчики»

Этот пальчик хочет спать,

(Дети поднимают левую руку ладонью к себе. Правой рукой держат 5-ый палец левой руки и загибают его после слов «хочет спать».)

Этот пальчик лег в кровать.

(То же с 4-ым пальцем)

Этот пальчик чуть вздремнул,

(Держат 3-ий палец левой руки и загибают его после слов «чуть вздремнул»)

Этот пальчик уж уснул.

(То же со 2-ым пальцем)

Этот крепко, крепко спит.

(То же с 1-ым пальцем. Правую руку опускают, левую кулаком держат.)

Тише, тише, не шумите!

Солнце красное взойдет,

Утро красное придет,

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать!

(Поднимают левую руку и распрямляют пальцы при слове «вставать»)

 

Эту игру нужно повторить, работая пальцами правой руки.

 

 

 

 

 

Очень просто изготовить пособия для развития мелкой моторики самим. Для этого, например, подойдут ненужные или оставшиеся без пары перчатки. Пришив пару бусинок, у Вас получится замечательный «зайчик». Надев такую перчатку на ручку, ребенок с удовольствием будет играть.

«Пальчики здороваются»

 

«Зайчик» («Пошевели ушками»)