«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Учитель – логопед советует!

 

Грамматика – это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова.

Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребёнком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский назвал грамматику «логикой языка».

У ребёнка дошкольного возраста, на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуется не только речь, но и логическое мышление. Ведь, чтобы понимать речь, мало знать значение слов, из которых она состоит, надо ещё понять отношения между этими словами, выраженные с помощью грамматических изменений самих слов. Ребёнок может понимать смысл отдельных слов «капуста» и «посадить», но, тем не менее, не уловить общего смысла предложений «Капуста посажена» или «Капусту посадят», так как не знаком с грамматическими формами, использованными в них. В результате у малыша могут возникать затруднения в понимании не только самой фразы, но и высказанной в ней мысли.

По А.Н.Гвоздеву каждый ребёнок ещё в дошкольном возрасте должен пройти так называемый «дограмматический период усвоения языка». При полноценном протекании этого периода ребёнок, ещё не знающий никаких грамматических правил, тем не менее, постепенно начинает правильно употреблять в своей речи все грамматические формы. Но поскольку одномоментное усвоение всех многообразных форм невозможно, то до определённого возраста в речи всех детей имеются так называемые «детские аграмматизмы», представляющие собой вполне нормальное явление и постепенно исчезающие с возрастом. Но особое внимание необходимо проявлять к тем детям, у которых эти аграмматизмы слишком многочисленны.

Применение специально разработанных методов изучения словообразования даёт возможность углубить и обогатить представление о структуре речевого и неречевого дефекта при общем недоразвитии речи.

Дифференциация грамматических форм слова предполагает выделение морфем из слова и соотнесения их со значением. Аналогичные процессы происходят и при словообразовании. В связи с этим, работа над формообразованием должна проходить в тесной связи с развитием словообразования.

Процесс словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи сформирован в меньшей степени, чем процесс словоизменения, и находится только на начальной стадии становления. Овладение процессом словообразования у детей сопровождается значительными трудностями. В ходе работы по формированию словообразования отрабатывается относительно небольшой объём словообразовательных форм, в основном, формы, находящиеся в зоне ближайшего развития дошкольников с общим недоразвитием речи.

При формировании навыков словообразования, главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится закрепление продуктивных моделей словообразования в экспрессивной речи.

А значит, необходимо с раннего возраста обеспечить ребёнку возможность полноценного речевого развития, которое невозможно без богатого речевого общения как со взрослыми, так и со сверстниками, знакомства с народным фольклором и художественной литературой.

Средний дошкольный возраст – период активного словотворчества. У малыша появляется интерес к слову, его звучанию. Ребёнок создаёт свои слова по знакомым ему грамматическим образцам. В этом проявляется стремление малыша понять и усвоить звуковой состав слова, приблизив его звуковое обозначение к смысловому, и тем самым сделать его для себя более понятным. Для того чтобы в речи ребёнка не закрепились неправильные слова, необходимы специальные грамматические игры. Цель таких игр – автоматизация правильных (нормативных) вариантов словообразования.

В игровой форме ребёнок будет учиться проводить свои первые наблюдения за родным словом, у него разовьются чуткость и интерес к форме своей речи.

 

Игры и упражнения по формированию навыков словообразования:

«Ласковое слово»

Взрослый произносит слова, чётко выделяя голосом суффикс –ок (лес – лесок) и объясняя, что «волшебная часть» с –ок- превращает обычные слова в ласковые. Затем произносит в случайном порядке пары слов и предлагает ребёнку хлопать в ладоши, если они услышат «ласковое слово». Аналогичное задание проводится на материале слов с суффиксами: -к-, -оньк-, -еньк-, -ичк-, -ушк-, -ышк-, -иц-, -ец-.

 

«Волшебник»

Взрослый предлагает ребёнку стать волшебником и, дотронувшись «волшебной палочкой» до предметной картинки с изображением предмета обычного размера, превратить его в маленький, назвав правильно слово. Если ребёнок выполняет задание безошибочно, то ему демонстрируется картинка с изображением маленького предмета.

КАРТИНКИ: нос, куст, сад, стол, корабль, мяч, стул, диван, помидор, животные и т.д.

 

« Доскажи словечко»

Взрослый предлагает детям по аналогии дополнить начатое им предложение нужным по смыслу словом.

Образец ответа: Заяц белый, и зайчонок беленький.

Примерный речевой материал:

Платок синий, а шарфик… Берёза тонкая, и берёзка…

Дом низкий, и избушка… Кот пушистый, и котёнок…

Пояс короткий, и ленточка… Девочка красивая, и куколка…

 

«Измени слово» - по аналогии.

Виноград – виноградина, горох – горошина;

Примерный речевой материал:

Свинья, баран, телёнок, жемчуг, картофель, лёд.

Бусы – бусинка, снег – снежинка;

Примерный речевой материал:

Пыль, дождь, изюм, песок, пух.

«Назвать профессии»

Взрослый предлагает детям ответить на вопросы:

- Кто носит багаж? (Носильщик)

- Кто сваривает трубы? (Сварщик)

- Кто вставляет стекло? (Стекольщик)

- Кто работает на кране? (Крановщик)

- Кто укладывает камни? (Каменщик)

- Кто точит ножи? (Точильщик)

- Кто чинит часы? (Часовщик)

- Кто работает на экскаваторе? (Экскаваторщик)

Далее взрослый задаёт вопрос: «Какая общая часть в словах?». При произнесении взрослый подчёркивает интонационно, голосом суффикс – -щик.

 

« Цепочка»

Взрослый предлагает ребёнку продолжить цепочку слов, образуя новые слова по образцу.

Образец ответа: человек – человечек – человечище.

Примерный речевой материал:

Кулак, нога, нос, рука, плечи, глаза, сапог, хвост, клюв, голос.

 

«Ждём гостей»

Взрослый предлагает ребёнку накрыть стол к приходу гостей. Он демонстрирует предметные картинки с изображением посуды и просит ответить, как эта посуда называется.

 

Образец ответа: посуда для салата – салатница.

 

«Большие и маленькие»

Ребёнок получает картинку с изображением животных (домашних и диких). Взрослый поочерёдно называет картинки с изображением детёнышей животных, а ребёнок должны взять те картинки, которые им подходят.

 

«Лишнее слово»

Взрослый называет детям ряд слов и предлагает определить лишнее слово, объясняя свой выбор.

Примерный речевой материал:

Избушка- садик- крылечко- деревце- окно- дворик- скамеечка- дверца;

Ручищи- ножищи- глазищи- носище- голова- ротище и т.д.

 

«Подумай и назови»

Взрослый предлагает детям дать словами правильные определения.

Образец ответа: если на рубашке грязь, то рубашка грязная.

При затруднении задаётся вопрос «какая», «какой»

Примерный речевой материал:

Если на улице очень холодно, то день…

Если на улице шум, то улица …

Если человеку сопутствует удача, то человек…

Если весь день идёт дождь, то день …

Если у человека есть здоровье, то человек …

 

«Назови правильно»

Взрослый предлагает детям дать словами правильные определения, ответив на его вопрос.

Образец ответа: Как назвать ученика за ум? Умный.

Примерный речевой материал:

Как назвать борца за силу? ...

Как назвать «волшебное царство» за сон? …

Как назвать ворону за крик? …

Как назвать клоуна, если он вызывает смех? …

Как назвать девочку, если у неё кудри? …

Как назвать человека, если он делает добро? …

Как назвать лежебоку за лень? …

 

«Назови хозяина»

Взрослый предлагает ребёнку внимательно рассмотреть вещи и ответить на вопрос «чей это» («чья это?») – мамина сумка.

Примерный речевой материал:

Платок тёти, костюм дяди, газета папы, очки бабушки, книга дедушки, дом кошки, галстук отца, хвост крокодила.

 

 

«Назови правильно листья»

Взрослый предлагает собрать гербарий и назвать листья.

Образец ответа:

Лист дуба – дубовый.

Примерный речевой материал:

Ольховый, кленовый, дубовый, сосновый, еловый, берёзовый, липовый, осиновый, смородиновый, яблоневый, рябиновый.

 

«Ответить на вопрос «Как?»

Утром светло, а днём (как?) ещё светлее.

Вечером темно, а ночью ещё темнее.

Осенью холодно, а зимой еще холоднее.

В пальто тепло, а в шубе ещё теплее.

Весной солнце светит ярко, а летом ещё ярче.

Весной птицы поют звонко, а летом ещё звонче.

Поезд идёт быстро, а самолёт летит ещё быстрее.

Черепаха ползет медленно, а улитка ещё медленнее.

 

 

Родственные слова и общая морфема

 

Работа над родственными словами способствует уточнению значений слов, нормированию процессов словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова.

 

 

«Картина «Зима» - подобрать слова родственники.

Беседа по картине.

- Подберите слова- «родственники» к слову «Зима». Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка). А как можно назвать день зимой? (Зимний). А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие). Каких зимующих птиц вы знаете? А как по–другому сказать «остаются на зиму»? (Зимуют). Как можно сказать про лес (сад, день) зимой – зимний, (дорога, погода, пора, стужа) – зимняя, (небо, солнце, утро) – зимнее.

 

 

«Подбери слова- родственники»

Детям демонстрируется сюжетная картинка с изображением леса. Взрослый проводит беседу по картине, задавая детям вопросы:

-Что нарисовано на картинке? (лес)

-Как можно назвать маленький лес? (лесок)

-Как называют птиц зверей, которые живут в лесу? (лесные)

-Как называют человека, который охраняет лес и заботится о лесных животных? (лесник).

-Как называется сказочный персонаж, который живёт в лесу? (старик – лесовик).

-Что общего в этих словах?

 

Аналогичная работа проводится на других словах.